Не будите во мне Зверлинга (зачеркнуто) зверя! (с)

ГЕНЕЗИС АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ И ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИИ


А.Д. Ярмоленко

 

читать дальше



Предлагаемая модель-схема может быть трактована как своеобразная
легенда о порождении идеализированных гештальтов, которые могут быть
материализованы впоследствии, и начинается она с нуля или пустой ячейки —
знака целого.



Российские ученые (В. Ганзен, П. Кудин. Б. Ломов, 1969) подтверждают,
что одним из символов, отображающих гармонию, в Элладе была
пентаграмма. Иллюстрируя современные проектные методы гармонизации
композиции на основе системно-структурного подхода, мы представили
проектный анализ как процесс деления единого целого на части в
пифагорейском духе. В связи с пентаграммой ограничиваемся делением на
две, на три, четыре и пять частей, которые проявляются в художественных и
научных образах, в геометрических схемах и графах.



Первый этап заключает в себе единство живого и неживого начал (2, 3),
где 2 — представлено кристаллом-гиперкубом, по Кокстеру, 3 —
вписыванием в яйцевидную скорлупу-оболочку волюты улитки Наутилус.
Второй этап представлен единством архитектурных канонов (4, 5, 6), где 4
— индо-тибетский канон, с константой е (основанием натурального
логарифма), 5 — египетский канон, с константой золотого сечения j, 6 —
европейский архитектурный канон, аналог «квадратуры круга», с константой
p. Третий этап представлен единством основных форм и принципами
построения их группами из отдельных элементов (7, 8, 9, 10).
Используемые символы как основания формообразования обусловлены
усреднением основных супрематических элементов — ОСЭ К. Малевича и так
называемых карт экстрасенсорного восприятия — ЭСВ Райн-Зенера (США). В
результате имеем круг, крест, так называемые гриффиады или меандры и
квадрат. Сопутствующие символам группы составляющих архитектурной формы
представлены точечной маркировкой, линейчатыми образующими,
шестиугольной и ортогональной сетью. Наконец, единство природной
симметрии представлено (11, 12, 13, 14, 15), где пяти пифагорейским
стихиям, или телам Платона (в виде графов) как ядрам противопоставлены
многогранники, иллюстрирующие плотную упаковку, по Федорову.



Работа с названием СИМАрГ (Систематизация инвариантных методов
архитектурной гармонии) была опубликована впервые в 1983 году и
представлена на всесоюзных и международных выставках и конференциях. В
развернутом виде она рекомендуется архитекторам и дизайнерам и тем, кто
стремится к углубленному изучению гармонии.

 



@темы: Философское, Знания, Найдено в Сети