читать дальшеИтак,развитие памяти, интеллекта. Ахтунг! Очень много букв (скоро отредактирую)
у нас было всего две дисциплины – саморегуляция и составление
психологического портрета человека.
Сначала
поговорим о первой. Саморегуляция. То есть умение в очень короткий срок
приходить в состояние психического равновесия, причем независимо от того, что
вывело из него – что-то хорошее или не очень. На радостях тоже можно много
чего пропустить…
А
каким образом прежде всего проявляется этот выход из состояния равновесия? На
телесном, физическом уровне. Скажем, ты тревожишься. Начинает, как говорится,
«сосать под ложечкой» или просто какое-то щемящее чувство возникает в области
солнечного сплетения. При этом изменяется еще и кровоток по телу.
Поэтому,
прежде всего, нас учили снимать напряжения в теле, сосредотачиваться на своих
ощущениях и теле таким образом, чтобы быстренько приходить в норму. Это теми
более важно, что при принятии решения тоже нужно находиться в равновесном
состоянии. Не помню кто, но очень верно сказал: «Любое решение, принятое в
состоянии эмоционального неравновесия, является заведомо неправильным».
Здесь
три основные составляющие – дыхание, мышцы и кровеносная система.
Причем приемы должны быть такими, чтобы их можно было применять в любой
обстановке. Применительно опять же к твоей теме, например, пришел кто-то на
экзамен. Надо быстро придти в рабочее состояние. Ну не станешь же в аудитории
ложиться на пол, требовать, чтобы все замолчали и так далее. Надо все сделать
быстро и не очень заметно для окружающих.
Начнем
с дыхания. Когда человек взволнован, у него непременно изменяется ритм и
глубина дыхания. Оно становится более частым, неглубоким. Значит, надо его
отрегулировать.
Это
просто. Нужно обязательно выпрямить спину, причем не важно, сидишь или
стоишь, и сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, причем
сконцентрироваться на дыхании. Думать только о нем, представлять, как воздух
проходит через дыхательные пути, наполняет Вас энергией. По крайней мере, во
время дыхания все посторонние мысли на время полностью уйдут из сознания.
Ну,
наверное, ты сам слышал, что нужно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов
в пиковой ситуации. Ничего особенного я сейчас не сказал, но все же есть
моменты.
Во-первых,
я уже говорил об этом, но повторю еще раз – спина должна быть прямой!
Во-вторых,
дыхание должно быть не просто глубоким, а очень глубоким. То есть вдох
делается долгим, таким, чтобы сначала живот пошел вперед, потом грудь
поднялась, потом плечи. И все это на одном вдохе. Причем на каком-то моменте
покажется, что уже все, достаточно. Так вот, еще после этого нужно продолжить
вдох еще чуть-чуть.
В-третьих,
обязательно сделать паузу на три-четыре счета и считать не быстренько
раз-два-три», а «двадцать один, двадцать два, двадцать три.». Причем крайне
желательно произносить счет отчетливо, хоть и про себя.
В-четвертых,
вдох через нос, выдох через рот, и обязательно в той же последовательности –
живот, грудная клетка, верхний отдел легких.
Вот
этого простенького упражнения вполне достаточно. Конечно, дыхательных
упражнений очень много, систем тоже. Все они, правда, из йоги выросли и трудно
сказать, какие лучше, какие нет. Скорее всего, что все системы хороши, если
их более-менее знаешь и, главное, применяешь.
Для
приведения дыхания в норму достаточно сделать таких четыре-пять
вдохов-выдохов. Вообще-то не помешает независимо от ситуации это упражнение
выполнять несколько раз в день. Времени не требует практически.
Теперь
о теле. Необходимо быстро сбросить мышечные зажимы, то есть расслабиться.
Можно просто сосредотачиваться по очереди на всех органах и давать им команду
расслабиться. Сначала мышцы лица, потом грудь, руки и так далее.
Но
лично я применяю вот такое упражнение.
1.
Отчетливо представьте себе два креста, пересекающих ваше тело.
2.
Мысленно проведите вертикальную линию по позвоночнику - от копчика до макушки
головы - и два перпендикуляра к ней: первый - от одного плеча до другого и
второй - проходящий через бедра.
3.
Вообразите, что крест сделан из прочного и гибкого металла, который сгибается
в соответствии с движениями вашего тела.
4.
Чтобы расслабиться, просто позвольте кресту принять естественное положение.
При этом голова и позвоночник выпрямляются, плечи располагаются на одной
высоте, бедра выравниваются.
5.
Если научиться мысленно создавать подобный крест, то расслабитесь вы очень
быстро. При этом голова слегка тянется вверх, плечи расправляются, руки
повисают, мышцы спины поддерживают прямую осанку.
Просто
включаете радиоприемник, ловите станцию и до предела уменьшаете громкость. И
слушаете передачу. Только передача должна быть не музыкальной, а
информационной. Для того, чтобы все услышать и понять, приходится очень
сильно напрягать слух и внимание. А сильное напряжение - это прекрасная
тренировка.
Следующее
упражнение. Возьмите деревянную линейку или кусок пластмассы и ударьте о
стол. Постарайтесь "услышать" звук в воображении через некоторое
время после удара. Естественно, что сначала будет получаться не очень четко.
А
лучше всего так. Ударьте предметом о стол, послушайте звук. Затем мысленно
ударьте предметом и постарайтесь услышать звук. Причем совершенно не
обязательно, что звук возникнет сразу вместе с картинкой удара. Может
возникнуть и позже.
Осуществляя
мысленный удар, мысленно же увидьте этот удар, ощутите силу удара, вибрацию
предмета в руке.
Через
какое-то время начнет получаться. Если делать регулярно, то через
недельку-две примерно.
…Недавно
я смотрел передачу "Спокойной ночи, малыши!". Просто телевизор шел.
Обратил внимание на игру, в которую играли ведущая и персонажи передачи.
Ведущая взяла четыре предмета, сначала на глазах у Каркуши и Хрюши ударила по
ним линейкой, затем завязала глаза и снова стала ударять по предметам. А тем
должны были угадывать, по какому из предметов пришелся удар.
Ну,
конечно, игра детская. Но очень полезная. Усложним ее.
Изготовьте
пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Можно просто
обойтись пятью предметами из разных материалов.
Попросите
кого-нибудь, чтобы разными предметами, из разных материалов ударяли о стол
или стену. Во время удара Вы должны, положив руку поочередно на каждую из
дощечек или предмет, воспринимать и запоминать звук и дощечку или предмет.
Например, о ударили стеклянным предметом, соответственно, Вы услышали удар
стекла.
В это
же время Вы рукой воспринимаете, скажем, вилку. Представьте, что Вы касаетесь
с закрытыми глазами вилки, которая при каждом прикосновении издает
"стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, стакан,
сделанный из металла, и таким образом запомнить ощущение.
Затем,
когда Вы будете мысленно воспроизводить этот образ, Вы сможете считывать звук
и материал.
Это
позволит научиться ощущать звук, не просто слышать, а именно ощущать его
всеми чувствами. На вкус, на ощупь…
Кстати,
психологам известны люди, которые "видят" звуки, "слышат"
цвета и тому подобное. А занятие такими упражнениями позволят добиться этого
любому человеку.
Пока
суть да дело, пришло несколько писем относительно ведения дневника. Самих
вопросов не приводим, даем только ответы, но и так Вы поймете, что к чему.
1.
Письменная фиксация крайне желательна. Хотите
верьте, хотите нет, но делая хоть небольшие пометки, результат приходит существенно
быстрее.
2.
Вообще говоря, результат вполне достижим через
два месяца после начала ведения дневника. Скажем так, память Вы получите
феноменальную. Но упорство, упорство, упорство... Ни дня пропуска.
3.
Освоив технику вспоминания одного дня, переходите
на вспоминание двух дней только в этом случае. Какого-то ограничения по
количеству дней нет. Но если вы дойдете до успешного вспоминания недели, то
Вам нетрудно будет заглянуть и гораздо дальше, вплоть до детства.
4.
Вспоминать можно все, до мельчайших подробностей,
но фиксировать следует только главное. И обязательно эмоциональная оценка
дня. Что сделал и что не сделал из того, что планировал? За что себя могу
поругать, за что похвалить? Чему могу порадоваться и по какому поводу могу
расстроиться и огорчиться?
5.
Многие не могут составить себе график, резонно
спрашивая: "А когда переходишь на два дня и более, то получается, что
прошедший день вспоминаешь два раза?". Совершенно верно, так и
происходит. Но тут вот какая штука. Фиксировать можно только прошедший день,
более ранние дни можно просто прокрутить в памяти.
6.
Без утреннего вспоминания результат придет
гораздо позже.
7.
В дневнике вполне достаточно записывать только
ключевые слова. Лирико-эпическое повествование весьма неплохо, но отнимает
слишком много времени. И вот еще какой момент. Вы убедитесь, что мозг может
работать в разных масштабах времени. Впрочем, в этом несложно убедиться даже
с помощью логического умозаключения о том, что в противном случае на
вспоминание дня день бы и уходил.
"Развитие
памяти во многом определяется самим человеком. То есть в человеке достаточно
ресурсов, просто нужно их открыть. Освоив какое-либо новое умение, получив
новое впечатление или ощущение, человек эту ситуацию запомнит очень надолго.
К
примеру, научившись вызывать звук ударяемого предмета без предмета, ощутив
это отчетливо и явно, человек не просто открывает в себе что-то новое. Он
некоторое время находится в состоянии изумления на тему
"Получилось!". А это очень стимулирующий момент. Стоит один раз
испытать такое чувство, и остановиться уже сложно. Появилась вера в свои силы
и возможности.
Но
часто бывает, что человек останавливается буквально на пороге этого...
Поэтому терпение и бывает вознаграждено. Революций в собственном развитии не
бывает, только эволюция. И чем эволюционный процесс плавнее, тем существеннее
результат.
Поэтому
я еще раз повторяю - не нужно сразу хвататься за все упражнения. Выбери
что-то одно для начала. Но получи ошеломляющий тебя самого результат. Тогда и
остальные упражнения пойдут гораздо резвее.
Но о
слухе. Я в прошлый раз обещал еще пару упражнений. Они очень простые. Но, как
я люблю говорить при этом, очень эффективные. Как проверить? А просто - взять
и сделать.
Так
что вот еще два упражнения. Я назову их аутотренингом, ты любишь слово
"медитация", да суть от этого...
В
общем, так. Выберите какой-то момент, когда Вам никто не помешает, минут
пять. Постарайтесь максимально расслабиться. Постарайтесь выключить все
источники звука - приемник, телевизор и т.п., хоть это и не принципиально. И
постарайтесь зафиксировать все звуки, которые Вы услышите. Поймайте ощущение
разнообразия и множественности звуковой картины, которая нас окружает. Самое
главное, постарайтесь просто удивиться этому факту, тем более, что он и так
удивителен.
Второе
упражнение такое. Возьмите запись какого-нибудь однообразного шума. Например,
шум моря. Чтобы, так сказать, сэкономить время, начните воспроизводить запись
примерно за минут пять-семь до окончания записи, то есть чтобы Вы успели
войти в нужное состояние и затем сработал автостоп. Вы должны максимально
впитывать звук, окружить себя им. А когда сработает автостоп, постараться еще
максимально долго "слышать" этот самый шум моря. Причем слышать
вполне реально...
Вот и
сейчас, просто пусть попробуют оторваться от чтения, расслабиться и
вслушаться в звуки. Даже если просто выполнять такую процедуру регулярно, то
можно совместить приятно с полезным - передохнуть, и слуховое внимание
развить.
В
общем, с аудиоканалом пока все. Осталось еще с кинестетикой разобраться.
Постараемся побыстрее. Впереди еще много чего интересного..."
Итак,
аффирмация. Это короткое положительное утвердительное, не более двух фраз. Причем
фразы составлены так, чтобы они легко произносились, язык не
"цеплялся", чтобы все слова были простые. И только утвердительная
форма и только от первого лица. "Я, мне, мое..." Иначе не работает.
И
поставленная проблема. Предположим, я недоволен своим внимание. Упражнения
помогут его развить. Такое утверждение: "Я внимателен и предельно
сконцентрирован. Мое внимание с каждым днем улучшается" тоже сыграет
значительную роль.
Значит,
стоит попробовать. Для этого стоит денек-другой по многу раз повторять эту
фразу при каждом удобном случае. Самое интересное, что внимание действительно
у Вас улучшится, причем значительно.
Потом
просто раза два в день по паре минут уделите этой аффирмации. И гарантирую,
что результат через две-три недели Вы почувствуете.
Многократное
повторение этого утверждения приводит к тому, что подсознание начинает
"слушаться" и отдает команду организму действительно
"поднять" эти качества. Хотя бы на первых порах на время
произнесения утверждения. Потом - больше. И по чуть-чуть и наберется
много..."
И
самое первое - заставьте свой мозг при запоминании людей не лениться, а
работать с полной нагрузкой. Что обычно происходит?
Вам
представляется человек: "Сергей Павлович Никифоров". Предположим, у
него есть какая-то яркая отличительная черта. Например, большой нос. Это Вы
запомните, нестандартное запоминается хорошо. А вот в звучании имени,
отчества и фамилии ничего абсолютно необычного нет. И мозг "проскакивает"
мимо информации.
Итак,
первоочередная задача - настройка на запоминание человека. То есть Вы
мысленно должны себе отдать приказ: "Максимально сосредоточиться!".
Сразу
вопрос: "А как сосредоточиться?"
Во-первых,
расслабиться. Ты уже, наверное, много писал о том, что расслабление и
концентрация - родные сестры.
Во-вторых,
сосредоточиться. И в первую очередь сосредоточиться на звуке. На том, как
звучит имя человека. Услышь мелодию имени и фамилии. Пропой про себя. Не
просто проговори, а пропой. Как арию или романс.
В-третьих,
запомни вот что. Если начнешь запоминать людей, всех, с кем знакомишься, то
однажды наступит момент, когда то, что вспомнишь, как человека зовут, даст
тебе столько, что мигом перестанешь сожалеть, что запоминаешь всех подряд...
А
теперь о техниках, методах и просто советы.
1.
Сразу же попытайся проассоциировать человека с кем-то известным. Например,
очень легко запомнится, если тебе представят человек с именем-отчеством
Александр Сергеевич или Владимир Владимирович. Остается только мысленно
представить их вместе за каким-либо занятием.
2.
Представьте себе, как будто ты в свою очередь нового знакомого представляешь
кому-то хорошо знакомому. Например, как Степана Сидоровича Федорова знакомищь
с Максимом Галкиным или своим другом.
3.
Обязательно сразу после знакомства мысленно несколько раз произнеси имя
человека. Причем постарайся сделать это с разными интонациями. Вообще говоря,
используй при коротком знакомстве “Правило трех”, то есть при знакомстве
обязательно “Очень приятно, Степан Сидорович!”, в коротенькой беседе “Что Вы
скажете о…, Степан Сидорович?” и при прощании “Приятно было познакомиться,
Степан Сидорович!”. В общем, произнеси имя три раза. Больше уже будет
выглядеть не совсем тактично. Кстати, старайся в беседах использовать не
обезличенное “Вы”, а обращаться к человеку по имени-отчеству. И запомнить
легче, и человеку слышать свое имя приятно.
4. Как
ты знаешь, основное забывание происходит в течение минут 30 после получения
информации, поэтому после прощания в течение этих тридцати минут не
поленитесь и обязательно вспомните всех, с кем познакомились.
5. Вот
один из моих любимых приемов. Помнишь фильм “Республика ШКИД”? Как там
беспризорники быстро присваивали прозвища педагогам? Причем не просто
какие-то обидные или несерьезные, а связанные с именем и фамилией. Виктор
Николаевич Сорокин – Викниксор, Константин Александрович Медников –
Косталмед. Путин, к примеру, Влавлапут, хотя его и так знают. Или Наталья
Анатольевна Семина – Семнатан. Причем порядок следования имя отчества и
фамилии берите такой, чтобы получалось звучное слово.
6.
Постарайся перед сном еще раз вспомнить всех, с кем познакомились, или всех,
кого надо запомнить. Кстати, у тебя не случалось, когда ты рылся в своем
блокноте и находил запись “Сережа Огурцов, 257-11-24”, и при этом мучительно
вспоминал, о ком идет речь. Так что возьми за правило при записи делать хоть
какую-либо пометку, которая поможет вспомнить человека.
7.
Представь, что ты снимаешь человека на Поляроид и как медленно на пластине
проявляется изображение. Секунд через 10 обязательно проделай операцию еще
раз, иначе запоминание будет хуже.
8.
Мысленно повесь на человека табличку или напиши на нем его имя. И снова
обязательно повтори это секунд через 10.
9.
Приделай к имени человека прилагательное, которое начинается с той же буквы,
что и его имя. Например, ласковая Лена или суровый Сергей. Причем желательно,
чтобы это прилагательное хоть в какой-то мере соответствовало человеку.
Хотя... Если тебе покажут человека и скажут, что у него мама - японка, ты
обязательно найдешь в его внешности "японские" черты. Главное,
чтобы ты не знал, что это розыгрыш или просто проверка. (Вообще говоря, это
точно. Я с согласия одного ученика на очном курсе объявил, что у него мать -
китаянка. Все нашли в его внешности что-то китайское, хотя ничего этого не
было.) Причем не думай, что это искажение информации. Это просто еще один
крючок для запоминания.
10.
Попробуй прорифмовать имя. Например, Юра-шевелюра или Света-конфета. И
обязательно мысленно сделай изображение человека с этой рифмой, то есть
представь Юру с шевелюрой, свету с конфетой. Опять же секунд через 10 повтори
операцию...
ЭКРАН
ВООБРАЖЕНИЯ
1.
Подберите короткометражный фильм (что-то вроде «Ералаша» или просто отрывок
из фильма длительностью 7-10 минут. Дублированный, титрированный фильм и
мультфильм не подходят. Кстати, обратите внимание, чтобы фильм был изначально
снят на кинопленку и только потом переведен в видеоформат. Сразу снятый в
видеоформате фильм смотрится слегка неестественно. Чтобы понять, сравните
«картинку» бразильского сериала, сериала, скажем, про Каменскую и
«Бриллиантовую руку». Чувствуете разницу? Кстати, не имеет значения,
смотрели Вы раньше фильм или нет.
2.
Сначала воспроизведите этот фильм или отрывок с включенным звуком, но выключенным
изображением.
3.
Затем просмотрите то же самое с включенным звуком и изображением.
4.
После этого выключите звук и прокручивайте только изображение.
5.
Выполняйте эти операции с одним и тем же фильмом или отрывком 10 дней.
6.
Потом в такой же последовательности «звук – звук и изображение – изображение»
в течение 10 дней просматривайте каждый день новый фильм или отрывок.
7.
Упражнение достаточно проделывать раз в год.
Вот и
все. Ничего сложного, верно? Тем не менее, весьма немногочисленные товарищи
доделывают его до конца. Дополнительный инструктаж:
- При
выполнении совершенно не обязательно пытаться читать по губам, запоминать
мелкие детали и так далее. Нужно просто воспринимать сигнал. Мозг сделает всю
работу. Нужно только набраться терпения.
-
Желательно, чтобы фильм был цветным.
-
Можно выполнять упражнение на фильме, который, как Вы считаете, знаете
наизусть. Я, к примеру, проделывал упражнение и на «Иване Васильевиче…», и на
«Операции Ы».
Кстати,
у этого упражнения есть вариация. Вы можете взять фильм и во время его
просмотра закрыть экран телевизора или монитора листом бумаги, на котором
нарисована зеленая точка. Правда, это менее эффективное упражнение.
Итак,
у нас было всего две дисциплины – саморегуляция и составление
психологического портрета человека.
Сначала
поговорим о первой. Саморегуляция. То есть умение в очень короткий срок
приходить в состояние психического равновесия, причем независимо от того, что
вывело из него – что-то хорошее или не очень. На радостях тоже можно много
чего пропустить…
А
каким образом прежде всего проявляется этот выход из состояния равновесия? На
телесном, физическом уровне. Скажем, ты тревожишься. Начинает, как говорится,
«сосать под ложечкой» или просто какое-то щемящее чувство возникает в области
солнечного сплетения. При этом изменяется еще и кровоток по телу.
Поэтому,
прежде всего, нас учили снимать напряжения в теле, сосредотачиваться на своих
ощущениях и теле таким образом, чтобы быстренько приходить в норму. Это теми
более важно, что при принятии решения тоже нужно находиться в равновесном
состоянии. Не помню кто, но очень верно сказал: «Любое решение, принятое в
состоянии эмоционального неравновесия, является заведомо неправильным».
Здесь
три основные составляющие – дыхание, мышцы и кровеносная система.
Причем приемы должны быть такими, чтобы их можно было применять в любой
обстановке. Применительно опять же к твоей теме, например, пришел кто-то на
экзамен. Надо быстро придти в рабочее состояние. Ну не станешь же в аудитории
ложиться на пол, требовать, чтобы все замолчали и так далее. Надо все сделать
быстро и не очень заметно для окружающих.
Начнем
с дыхания. Когда человек взволнован, у него непременно изменяется ритм и
глубина дыхания. Оно становится более частым, неглубоким. Значит, надо его
отрегулировать.
Это
просто. Нужно обязательно выпрямить спину, причем не важно, сидишь или
стоишь, и сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, причем
сконцентрироваться на дыхании. Думать только о нем, представлять, как воздух
проходит через дыхательные пути, наполняет Вас энергией. По крайней мере, во
время дыхания все посторонние мысли на время полностью уйдут из сознания.
Ну,
наверное, ты сам слышал, что нужно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов
в пиковой ситуации. Ничего особенного я сейчас не сказал, но все же есть
моменты.
Во-первых,
я уже говорил об этом, но повторю еще раз – спина должна быть прямой!
Во-вторых,
дыхание должно быть не просто глубоким, а очень глубоким. То есть вдох
делается долгим, таким, чтобы сначала живот пошел вперед, потом грудь
поднялась, потом плечи. И все это на одном вдохе. Причем на каком-то моменте
покажется, что уже все, достаточно. Так вот, еще после этого нужно продолжить
вдох еще чуть-чуть.
В-третьих,
обязательно сделать паузу на три-четыре счета и считать не быстренько
раз-два-три», а «двадцать один, двадцать два, двадцать три.». Причем крайне
желательно произносить счет отчетливо, хоть и про себя.
В-четвертых,
вдох через нос, выдох через рот, и обязательно в той же последовательности –
живот, грудная клетка, верхний отдел легких.
Вот
этого простенького упражнения вполне достаточно. Конечно, дыхательных
упражнений очень много, систем тоже. Все они, правда, из йоги выросли и трудно
сказать, какие лучше, какие нет. Скорее всего, что все системы хороши, если
их более-менее знаешь и, главное, применяешь.
Для
приведения дыхания в норму достаточно сделать таких четыре-пять
вдохов-выдохов. Вообще-то не помешает независимо от ситуации это упражнение
выполнять несколько раз в день. Времени не требует практически.
Теперь
о теле. Необходимо быстро сбросить мышечные зажимы, то есть расслабиться.
Можно просто сосредотачиваться по очереди на всех органах и давать им команду
расслабиться. Сначала мышцы лица, потом грудь, руки и так далее.
Но
лично я применяю вот такое упражнение.
1.
Отчетливо представьте себе два креста, пересекающих ваше тело.
2.
Мысленно проведите вертикальную линию по позвоночнику - от копчика до макушки
головы - и два перпендикуляра к ней: первый - от одного плеча до другого и
второй - проходящий через бедра.
3.
Вообразите, что крест сделан из прочного и гибкого металла, который сгибается
в соответствии с движениями вашего тела.
4.
Чтобы расслабиться, просто позвольте кресту принять естественное положение.
При этом голова и позвоночник выпрямляются, плечи располагаются на одной
высоте, бедра выравниваются.
5.
Если научиться мысленно создавать подобный крест, то расслабитесь вы очень
быстро. При этом голова слегка тянется вверх, плечи расправляются, руки
повисают, мышцы спины поддерживают прямую осанку.
Но
перейдем к описанию упражнения. Прежде всего, предупредим, что не удивляйтесь
внешней его простоте. На самом деле тщательное его выполнение требует
определенной дисциплины, неукоснительного следования мелочам. Пойдем по
пунктам.
1.
Каждый вечер записывайте в дневник события дня, причем скорее это должен быть
не перечень всех событий, а только основных и, самое главное, должна быть
дана эмоциональная оценка дня. ТО есть прежде всего Вы должны ответить на
вопросы типа «Чем я доволен, чем не доволен», «За что могу себя похвалить, за
что порицать» и так далее.
2.
Каждое утро Вы должны просматривать последние записи.
3.
После того, как Вы войдете в рабочий режим и ведение дневника перестанет
вызывать у Вас сложности, переходите на воспоминания двух последних дней.
Затем трех и так далее. Желательно довести до семи дней. Причем записывая
события, скажем, двух дней Вы, естественно, запись ведете раз в два дня,
вернее, в два вечера, но просмотр дневника должен осуществляться каждое утро.
4.
Результаты начинают ощущаться примерно через два-четыре месяца после начала
выполнения упражнения.
5.
Со временем Вы сами выработаете некий оптимальный режим ведения дневника. А
следствием выполнения этого упражнения будет резкое увеличение способности к
запоминанию и активизация памяти, то есть Вы будете в состоянии вспомнить то,
что Вам кажется основательно забытым.
Вроде
все просто, не правда ли? Даже может немного не верится, что это упражнение
так эффективно.
Сегодня
суббота. Ответьте на вопрос – а что Вы делали во вторник? Только не давайте
ответов вроде «ходил на работу» или «смотрел телевизор». Как правило, если в
этот день не было никакого события, подействовавшего на Вас достаточным
образом с точки зрения эмоциональной (к примеру, у Вас был день рождения или
крупный выигрыш в лотерею), то день этот толком не вспомнится. А теперь еще
вопрос – что можно сказать о памяти человека, если вся неделя легко встает у
него перед глазами?
Но
теперь пора описать ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ.
1.
На записи не следует тратить слишком много времени. Вы должны укладываться в
минут 15-20 максимум. Стремитесь записывать только ключевые слова и
предложения.
2.
Избегайте подробнейшего описания события дня вроде покупки талончика в киоске
или лишней съеденной на обед булочки. Принципиально важно прежде всего
отметить эмоциональные моменты. Ведь что является основным врагом памяти? Не
возраст, не умственные нагрузки и пр. Серость дней, обыденность. А таким
образом Вы возродите свои эмоции. Значит, и память.
3.
Принципиально вечером именно записывать, а не лежа в постели и готовясь в
путешествие в царство Морфея предаваться размышлениям на тему «Мой
сегодняшний день». Мысль легко переходит на другие предметы, внимание
рассеивается.
4.
Обязательно утром просматривайте записи. Причем не просто читайте, а
просматривайте и вспоминайте.
И
самое время рассказать о ТИПИЧНЫХ ОШИБКАХ.
1.
Лень писать или осуществляются попытки ведения дневника с помощью диктофона.
Только писать! Причем вариант с ведением дневника в WORD тоже не проходит. Вы
максимально сосредотачиваетесь именно тогда, когда пишете.
2.
Не всегда делают утренний просмотр дневника. Ошибка! То же самое, если Вы
будете просто «вспоминать», мысль быстро уйдет в сторону.
3.
Увлечение записями по мелочам. Не мелкие события, а эмоции прежде всего! Если
Вы захотите подробно описать Ваши чувства по какому-либо поводу, то это
нормально. Но если Вы начнете подробно описывать абсолютно все события, то
просто потеряетесь в мелочах.
4.
Необоснованно быстрый переход на большее количество дней. Вы должны
преодолеть стремление поскорее выйти на рубеж семи дней или пропустить, к
примеру, этап «четыре дня», как это сделала одна моя ученица. Мотивация была
предельно проста – «у меня получилось три дня, какая разница, можно сразу на
пять дней перейти». На самом деле она просто поехала в командировку и по этой
причине не стала вести дневник. Вы должны сами почувствовать ту самую степень
легкости ведения дневника на определенном этапе и только тогда переходить к
следующему. Причем четких временных границ здесь нет, они весьма и весьма
индивидуальны.
Но
самая типичная ошибка – «растекание мыслью по древу», когда даже при записи
начинаешь о чем-то мечтать или просто не знаешь, что писать. Поэтому мы
разработали ФОРМУ ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА (тот самый помощник, о котором шла речь
выше).
Не
поленитесь, возьмите ежедневник или тетрадь, затратьте полчасика и на каждой
странице напишите следующие пункты:
1.
Дата.
2.
Погода.
3.
Яркие события.
4.
Что я сделал должного.
5.
Что не сделал должного.
6.
Какие поступки заслуживают осуждения и требуют
раскаяния?
7.
Каким поступкам следует радоваться?
8.
Сильные эмоции.
Лично
я поступил таким образом. Набрал все это дело, распечатал на много листов
формата А5 и отнес в переплетную мастерскую. Мне показалось это более удачным
вариантом, чем просто сидеть и исписывать страницы. Этакий вариант
ежедневника получился. Сейчас буду постепенно переходить на вариант ведения
дневника методом интеллект-карт. Построим, что из этого получится.
Ну что
же, с дневником вроде разобрались.